Забудьте сейчас о том, с каким азартом можно искать грамматические основы в сложном предложении с разными видами связи. И вспомните себя с первого по одиннадцатый класс. Вспомните, как бесчисленные упражнения по Паустовскому и Солоухину однажды слились в бесконечный текст, весь смысл которого в пропущенных буквах. Вспомните, как постепенно обессмыслились пословицы и поговорки. Например, сколько раз вы наспех приносили в жертву орфографии, синтаксису и пунктуации пословицу «Поспешишь — людей насмешишь»? Сначала ради мягкого знака на конце, потом ради тире и освоения односоставных. Или вот говорят, использовать в качестве языкового материала классику обязательно, чтобы дети видели правильную, красивую речь. Но можно ли проникнуться образцовой речью, механически переписав вырванную из контекста фразу Тургенева?
Не нужно глубоко погружаться в психологию и педагогику, чтобы понять: интерес к русскому языку никогда не возникнет на скучных, неблизких ученикам примерах. Более того, даже на интересных примерах он появится у единиц. Но так хотя бы можно сбавить градус отвращения к учебному процессу.
Вот пять принципов, помогающих разнообразить и оживить уроки русского языка:
1. Важно придумывать или находить словосочетания, предложения и тексты о том, что действительно интересует учеников. Какие фильмы они смотрят? Какую музыку слушают? Что читают? Каким спортом занимаются? Дружба, любовь, отношения с родителями. Все это может стать темой для разбираемых на уроке примеров. Еще лучше, если удастся показать детям, что от выбора буквы или знака препинания зачастую зависит не только оценка, но и смысл высказывания.
2. Развитие речи — это тексты разных жанров собственного сочинения, развёрнутые ответы на проблемные вопросы, задания, предлагающие закончить предложение, любая возможность письменно выразить своё мнение. Сочинение по картине (но мы-то знаем, что по плохо отпечатанной в учебнике репродукции) или размышление на тему «Книга — лучший друг и советчик» — это развитие чужой речи, опыт обмана. Дети пишут две страницы о том, как им нравится картина, которая их вообще не трогает, или о ценности чтения, хотя последнее из прочитанного — краткое содержание программного произведения. Развитие речи должно идти рука об руку с развитием умения мыслить, а не имитировать мыслительную деятельность в угоду учителю.
3. Визуальный ряд на уроке русского языка стоит далеко не на последнем месте. Примеры сопровождаются картинками, с которыми они связаны напрямую либо на ассоциативном, метафорическом уровне. В идеале сочетание примера и картинки порождает комический эффект или даёт повод задуматься.
4. Современные СМИ («Афиша», Village, «Медуза», «Бумага», «Мел») и образовательные ресурсы вроде «Арзамаса» — источник интересных и актуальных текстов, написанных приличным языком. Иногда нужно расширять представления школьников о культуре и жизни не только за счёт классики. Как ругался Шекспир? Как устроена профессия сценариста плохих телевизионных сериалов? Что такое современный театр? Возможно ли клонирование человека? И ещё миллион вопросов, ответов, репортажей и интервью. К счастью, все это написано на русском языке, а значит, может быть использовано как материал для его изучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.