«Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»
Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер, живший на стыке 19 и 20 веков, был поистине уникальным человеком. Редактор и издатель естественно-научных трудов Гете, автор значительных трудов в области философии и теории науки, в частности, он основал антропософию и одним из первых начал исследовать духовную сторону человека и мира; оказал значительное влияние на архитектуру и театральное искусство, создал эвритмию – новый вид художественного движения; пионер так называемого экологического сельского хозяйства; автор многих идей в сфере социальной жизни, многие из этих идей нашли применение в государственных и частных учреждениях, в консультационных фирмах и банках; и, конечно же, нельзя не сказать, что он приложил немало усилий к созданию лечебной педагогики. Его идеями вдохновлялись многие известные деятели культуры прошлого столетия: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Альберт Швейцер и др.
Но, несмотря на все заслуги в области философии, наибольшую популярность Рудольфу Штайнеру принесло создание собственной педагогики, которая широко распространилась по всему миру и на сегодняшний день насчитывает тысячи образовательных учреждений – в основном, детских садов и школ. И, хотя его системе обучения уже более ста лет, она до сих пор считается инновационной и часто вызывает недоверие у людей, никогда не слышавших о безоценочном образовании.
Появление первой такой инновационной школы обусловлено политическими причинами. Во время Первой мировой войны Штайнер, будучи неспособным оставаться в стороне, написал свой план выхода из сложившейся политической ситуации в Европе и передал его авторитетным политикам Германии и Австрии. Обращая пристальное внимание на культурно-духовную целостность народов Европы, он описал программу социального переустройства. В своём плане он пророчески предостерег об опасности национализма и о том, чем он обернется в будущем. Согласно Штайнеру, освобождение и мирное сосуществование народов может быть возможно только через духовное развитие отдельного человека, а культурно-духовная сфера, в рамках которой он рассматривал национальный вопрос, должна быть свободна от государственно-бюрократического контроля. История показала нам, что он был прав. В 1919 году Штайнер опубликовывает свой план переустройства общества в соответствии с требованиями времени, завоевав расположение ведущих деятелей общественной жизни Германии, и выступает с описанием школы нового типа. Такая школа должна стать неотъемлемой частью свободной духовной жизни общества, без неё никакие внешние реформы работать не будут.
В этом же году Штайнер открывает первую такую школу по инициативе рабочих сигаретной фабрики Вальдорф-Астория. И вплоть до настоящего момента подобные школы по всему миру называются вальдорфскими.
Таким образом, это не просто очередная частная инициатива в образовании. Вальдорфская система – это ответ на запрос времени, первый шаг для переустройства и духовного развития общества.
Так что же именно представляют из себя вальдорфские школы?
Интересно, что со времен самой первой школы инновации, которые тогда осуществил Штайнер, нисколько не изменились, они по-прежнему актуальны и необычны. Самыми главными отличительными особенностями вальдорфских школ являются следующие:
Специфическая возрастная ориентация системы обучения и методов преподавания. Весь период обучения мы привыкли считать некой подготовкой ко взрослой жизни и, соответственно, чем раньше она начинается, тем лучше. Но в вальдорфских школах и детских садах во главу угла ставится детство само по себе. Здесь не преследуется цель раннего интеллектуального развития, так как по мнению сторонников метода это мешает эмоциональному взрослению ребенка и его естественному желанию познавать мир. До 7 лет преподаватели стараются практически не давать нагрузки на мышление и память, приоритет отдается эмпирическому исследованию мира, а не заучиванию. Привычным нам академическим предметам уделяется меньше внимания, чем творчеству. Например, чтению учат только во втором классе, хотя дети уже давно знакомы с буквами.
Принцип наставника. Успешное обучение во многом связано с преемственностью и личным воздействием педагога. Все предметы в дошкольном периоде ведет один и тот же педагог, с 6 до 14 лет занятия проводятся одним классным руководителем, а с 14 лет до выпуска из школы ученики получают поддержку наставника. Это нужно для того, чтобы на протяжении всего обучения и каждого отдельно взятого важного этапа детства ребенок оставался под наблюдением педагога, хорошо знающего своего ученика, понимающего его настроения, потребности и особенности. Учителя могут подстраивать методы обучения под каждого ученика, что делает обучение продуктивнее.
Возрождение традиции устного рассказа, особый акцент на эстетику. Очень велика доля народной культуры в обучении, её освоение проводится путём разнообразной художественной деятельности. Жизнь детей в вальдорфских школах пронизана сказками, мифами, песнями. Педагоги стараются преподнести материал таким образом, чтобы дети могли увидеть, пережить и удивиться. Так дети приобретают жизненных опыт. Учитель часто проводит беседы с классом, где все вместе ученики учатся делать выводы, строить теории, исходя из пережитого. Также многое, что мы считаем необязательным в образовании, в вальдорфских школах выходит на первое место: искусство, музыка, рукоделие, садоводство. В младшем возрасте даже основные предметы вводятся постепенно, через художественное восприятие, ведь дети реагируют на это куда лучше, чем на сухие лекции и зубрежку. Для примера посмотрите, например, на введение геометрии в жизнь детей: в первом классе учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами с помощью движения и творчества: участвуют в играх в кругу, двигаются по форме квадрата или восьмерки, рисуют линии, из пересечения линий или окружностей делают композиции; в шестом классе детям нравится добавлять точность с помощью линеек и циркулей, тогда начинает преподаваться наша привычная геометрия, но для учеников она не становится новшеством, всё это они уже делали и переживали на собственном опыте, они уже сами понимают, как именно нужно, например, построить равнобедренный треугольник.
Безоценочная система обучения. И это, пожалуй, самое непривычное отличие от обычных образовательных учреждений. В вальдорфских школах не оставляют на второй год, не сравнивают достижения с другими учениками, не делят класс на хороших и плохих по успеваемости. В конце каждого года преподаватель пишет родителям подробную характеристику каждого ученика, где описывает его вовлеченность, склонности и способности. Конечно оценки могут быть выставлены, скажем, при переходе в общеобразовательную школу.
Введение терапевтического аспекта педагогики. При обучении большое внимание уделяется ритмам: дня, недели, года. В течение дня идет чередование «выдоха и вдоха». «Вдох» - занятия с учителем, когда дети впитывают информацию. «Выдох» - время на самостоятельные творческие активности, когда ученики могут выразить себя. Усвоение предметов происходит «эпохами» - периодами по 3-4 недели, когда класс фокусируется на изучении какого-то одного предмета. Часто это еще и зависит от времени года. Это помогает восприятию и последовательному органичному изложению материала.
Всё вышеперечисленное – это глобальные идейные отличия вальдорфских школ от обычных, но помимо них есть еще и ряд довольно интересных принципов, которые также присущи штайнеровской системе обучения:
Преподавание двух иностранных языков. В вальдорфских школах подход к иностранному языку такой же, как к родному: обучение начинается со звукоподражания, с детских стихов, песенок и игр.
Интеграция врача в жизнь класса. Врач не только активно участвует в школьном быте, но может и преподавать.
Коллегиальное самоуправление школы учителями. Единое административное управление всеми школами отсутствует.
Высокая вовлеченность родителей в процесс обучения и воспитания. В современном мире, в котором родители зачастую даже не знакомы с учителями своих детей, это особенно ценно.
При всех достаточно очевидных плюсах, Вальдорфская система всё же не внедряется повсеместно. И, действительно, стоит хорошенько подумать, отдавать ли ребенка в вальдорфский детский сад или начальную школу.
Во-первых, вся штайнеровская система обучения построена на довольно жёсткой идеологии, мистике и эзотерическом учении – антропософии. Учителя могут апеллировать к таким понятиям, как «высшие духовные силы» или «астральные тела». Это отпугивает религиозных родителей и даже немного походит на секту.
Во-вторых, многие критикуют Вальдорфские школы за то, что они поздно начинают учить детей считать, читать и писать, упуская тот возраст, когда это легко сделать играючи. Действительно, из вальдорфского детского сада очень сложно поступить в обычную школу, а из вальдорфской школы перейти в обычную, как правило, можно только с потерей пары лет – например, из седьмого класса в пятый. Вальдорфская педагогика не приветствует и обучение на стороне, так что если ребенок с раннего детства посещает музыкальную школу, вам скорее всего порекомендуют эти занятия прекратить.
В-третьих, дошколятам в вальдорфской системе обучения нельзя приносить с собой игрушки. Играть можно только с самодельными куклами из натуральных материалов, но не с конструкторами или радиоуправляемыми машинками. Считается, что покупные игрушки притупляют воображение ребенка и становятся исключительно объектами манипуляций, но не самовыражения. Так, ребенок может выпасть из обычного своего невальдорфского социума.
То же самое и с литературой. Учителя рассказывают мифы и сказки разных народов мира, но не затрагивают огромный пласт детской авторской литературы, так что никаких Карлсонов в жизни малыша не будет.
Однако, самое большое недоверие к вальдорфской системе вызвано тем, что в ней гораздо меньше времени уделяется точным наукам. Вальдорфские школы, вовлекая в процесс образования родителей, культивируют такие качества, как доверие, сочувствие, мораль, ответственность. Главное, чтобы ребенок «знал и любил» этот мир. Обучение не ставит перед собой главной задачей поступление в вуз, и это, как правило, пугает многих родителей. Хотя, если верить статистике Института теории и истории педагогики РАО, процент поступления выпускников в высшие учебные заведение выше, чем в общеобразовательных. Но эти цифры справедливы для периода до введения ЕГЭ, так что их можно считать устаревшими. Многие психологи сходятся на том, что вальдорфским детям легче поступить в вуз. Происходит это потому, что им прививается правильная мотивация и настоящая любовь к знаниям. Ученики вальдорфских школ не боятся ходить в школу, не боятся плохих оценок, не боятся сделать ошибку. Им дают достаточно времени, чтобы побыть детьми со всей непосредственностью, так что к моменту выбора своего жизненного пути многие из них достигают моральной зрелости, чего не скажешь об учащихся общеобразовательных школ, в которых ребенок всегда боится «не дотянуть» до какого-то «необходимого уровня» знаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.