версия для слабовидящих
Kursy.Org Новости Лучшие практики Школы мира: Франция
Смотреть все новости Школы мира: Франция
Лучшие практики

Школы мира: Франция

2064 3 10.09.2018 Время чтения: ≈ 19 минут
Поделиться статьей:
Памела Друкерман – американская писательница, которая вышла замуж за иностранца, переехала и воспитывает дочь в Париже. И если к Эйфелевой башне и лягушачьим лапкам она была готова, то вот французский менталитет и культура, особенно в том, что касается воспитания детей, стали настоящим открытием.

Французские дети ведут себя спокойно и сдержанно, не устраивают истерик посреди торгового центра вне зависимости от возраста, всегда спокойно ждут свой заказ в ресторане, с аппетитом едят любые овощи, с 2-3 месяцев не изводят родителей бессонными ночами, а спокойно спят много часов подряд. Звучит фантастично. Поэтому Памела начала всерьёз изучать французскую культуру воспитания, её историю и современные реалии. А всё, что она узнала, описала в книге «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Это не один из многих категоричных учебников для родителей, это обычная история обычной семьи, приправленная наблюдениями за парижскими нравами и рассуждениями о чужой культуре, а также подкреплённая свежими открытиями учёных и педагогов всего мира.

Если совсем уж просто, то для французов главное – чтобы ребёнок умел три вещи: спать, ждать и говорить bonjour. Но за каждым из этих трёх пунктов стоит отдельная философия, абсолютно не похожая на наши привычные представления о детях.

Что значит «ребёнок должен уметь спать»?

Самый популярный вопрос к молодым французским родителям: «У вас есть ночь?». Это значит «Спит ли ваш ребёнок по ночам?». И положительный ответ на него можно услышать уже всего через 2-3 месяца после рождения нового человека. Мы же привыкли, что маленькие дети плохо спят, поэтому у нас вопрос формулируют более деликатно – «Как ваш ребёнок спит?», - и то все прекрасно понимают, что это скорее вежливость и повод родителям немного пожаловаться на недосып и огромные круги под глазами. Вообще слово «недосып» очень прочно ассоциируется с маленькими детьми. Национальный фонд изучения сна провёл опрос в США, который показал, что 46 процентов детей до двух лет регулярно просыпаются по ночам, и подавляющее большинство родителей считает это нормальным. Большинство думает, что свой личный сон стоит принести в жертву своему маленькому отпрыску, поэтому кормить и укачивать его нужно по первому требованию в любое время дня и ночи. Однако французы так не делают.

Француженки рано выходят на работу после появления ребёнка, в основном, когда их чаду исполняется три месяца. К этому моменту малыш спокойно спит целую ночь, как будто понимая, что его маме перед рабочим днём нужен полноценный отдых. Именно так многие французы и объясняют этот (по нашим меркам) феномен. «Ребёнок всё понимает». В три месяца? Верится с трудом. Большинство французов на вопрос «как им это удаётся?» скорее всего начнут рассказывать вам про интуицию, наблюдение за ритмами ребёнка, да и вообще начнут озвучивать вещи, больше похожие на экзистенциальное философствование.

Французские дети ведут себя спокойно и сдержанно, не устраивают истерик посреди торгового центра вне зависимости от возраста, всегда спокойно ждут свой заказ в ресторане, с аппетитом едят любые овощи, с 2-3 месяцев не изводят родителей бессонными ночами, а спокойно спят много часов подряд.

Хотя после долгих разговоров с настоящими французами выясняется, что у них есть ряд небольших хитростей, которые они выполняют практически машинально, совершенно не отдавая себе отчёт, что для многих это практически переворот во всех представлениях о детском сне. Большинство французских родителей стараются сделать так, чтобы ребёнок с рождения мог различать день и ночь. То есть когда ребёнок спит днём, не нужно выключать свет в его комнате и ходить на цыпочках по всей квартире, зато ночью, соответственно, лучше обеспечить и тишину, и темноту. Так ребёнок понимает, что ночью спят все и просыпаться совсем не обязательно.

Также очень важно для французов не изменять методу «паузы». Это значит, что прежде чем подойти к проснувшемуся ребёнку, нужно выждать какое-то количество времени. Это правило распространяется не только на сон. Всё дело в  том, что сон маленьких детей, так же, как и взрослых, состоит из разных циклов. Каждый цикл сна длится примерно по два часа. Взрослые люди спокойно могут связывать между собой циклы сна и не просыпаться между ними, а вот новорожденные еще попросту не научились так делать, поэтому они могут просыпаться каждые два часа. Родители вскакивают с кровати вместе с ними и тут же пытаются детей покормить или укачать, естественно, маленькие дети от этого становятся только бодрее.  Поэтому лучше всего, считают французы, использовать метод «паузы» и подождать. Иными словами, нужно дать ребёнку возможность самому научиться связывать свои циклы сна.

Хотя всё вышеперечисленное вряд ли станет возможным, если родители изначально не дают ребёнку бывать в одиночестве. Почему? Во французских книгах о детском сне это объясняется тем, что малыш должен чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы провести всю ночь в одиночестве. Если целыми днями он находится на руках у матери, которая кормит его при любом его писке, вряд ли он сможет спокойно спать всю ночь. А если использовать метод «паузы» и днём, и иногда оставлять ребёнка в своей кроватке, чтобы он понял, что, даже бодрствуя, можно вполне безопасно проводить время самостоятельно, то возможно прямо с первых недель рождения сформировать ощущение, что вообще-то он отдельное существо и может по несколько часов в день проводить и без мамы.

Получается, что чтобы приучить ребёнка спать по ночам, нужно с самого рождения относиться к нему как к отдельной личности, а не приложению к родителям, уважать его личное пространство и не потакать его капризам. Достаточно философский подход к детям. Как вам такое? Интересно, что французы действительно верят, что с самого рождения дети всё понимают, но об этом позже.

А что значит «ребёнок должен уметь ждать»?

Как только у родителей маленького француза появляется ночь, они старательно подгоняют его режим дня под себя. В первую очередь это касается приёмов пищи. Кормлений у ребёнка должно остаться всего четыре в день. И кормлениями их больше никто называть не будет, – всё-таки это слово действительно больше подходит коровам с сеном, -  отныне это такие же завтраки, обеды, полдники и ужины, как и у любого взрослого. Для многих становится шоком, что совсем еще малыши спокойно ждут по четыре часа между приёмами пищи.

Да и вообще, складывается ощущение, что французские дети только и делают, что ждут. Сначала метод «паузы», потом долгие перерывы между завтраками, обедами и ужинами. Многим детям достаточно и одной секунды, чтобы закатить истерику, если они не получают желаемое, а французы такого не допускают, от слова «совсем». Как же научить годовалого малыша терпению?

На этот вопрос всю жизнь отвечает профессор Колумбийского университета Уолтер Мишель. Этого учёного сделал знаменитым его «зефирный тест» - эксперимент с участием множества маленьких детей и изрядного количества зефира. В ходе этого эксперимента взрослый человек приводил малыша в комнату, в которой на столе лежал зефир. Экспериментатор говорил маленькому ребёнку, что ненадолго выйдет из комнаты, и если малыш сдержится и не съест зефир до возвращения взрослого, то получит целых два зефира сразу! Звучит достаточно просто, но из почти семи сотен ребятишек, принявших участие в эксперименте,  лишь 30 процентов продержались все пятнадцать минут до возвращения. Большинство съедали зефир или сразу же, или в первую минуту теста. Интересно, что те дети из эксперимента Мишеля уже выросли и у учёного была возможность проанализировать, пригодилась ли их «зефирная» сила воли. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел сладость, выросли более рассудительными и сосредоточенными.

Так что метод «паузы» работает и здесь. Французы с самого рождения приучают детей к мысли, что нельзя получить желаемое в ту же секунду. Самое сложное -это соблюдать это правило всегда. Абсолютно всегда. Да, возможно первые несколько раз ребёнок будет биться в истерике при отказе, например, купить ему новую игрушку или поесть до ужина, но потом он привыкнет терпеть и ждать, и эта привычка поможет ему вырасти здравым человеком. «Знаете, как сделать ребёнка несчастным? - спрашивают французы, - приучите его получать всё и сразу, тогда первый же отказ когда-нибудь его сломает».

Почему каждый малыш должен уметь говорить bonjour?

О, это мой любимый вопрос. В нём как раз и видна вся разница отношения к детям во Франции и у нас. Как только ребёнок учится говорить во Франции, он сразу же становится полноценным членом всего общества. И, естественно, в обществе нужно вести себя вежливо. Четыре всем известных волшебных слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» - слова, которых не может быть слишком много. Но почему именно приветствие становится для французов практически сакральным? Дело в том, что когда ребёнок произносит «спасибо» или «пожалуйста», скорее всего, он так или иначе участвует в каких-то отношениях со взрослым человеком – либо просит у него что-то, либо за что-то благодарит. Но именно bonjour делает любого маленького человека равным взрослому, показывает, что он отдельная личность, которая может сама поздороваться, даже если ребёнок впервые видит компанию взрослых, например, на чьём-нибудь дне рождения. Очень некрасивым считается делать вид, что ребёнок еще слишком мал, чтобы с ним здороваться отдельно. Это правило соблюдается повсеместно. Считается, что родители здороваться за ребёнка не должны, как остальные взрослые не обязаны заговаривать с кем-то, кто с ними не поздоровался. Если малыш очень стесняется и забыл при входе в гости сказать приветственное слово, на этом обязательно акцентируют внимание и стараются напомнить ему, как правильно себя вести. Причём такое повышенное внимание к bonjour остаётся и во взрослой жизни. Здороваться принято везде и со всеми: в Магазинах с кассирами, в ресторане с официантами – так французы показывают своё уважение, что относятся друг к другу, как к равным. Мне очень жаль, что эта хорошая привычка здороваться у нас соблюдается редко. В России люди могут жить на одной лестничной клетке и даже не пытаться поздороваться, и уж тем более познакомиться.

Что касается непосредственно образования, то тут всё в большей или меньшей степени как у всех, разве что, начиная со средней школы, классы нумеруются в обратном порядке. То есть начальная и средняя школа (с шестого по третий класс). Потом примерно в пятнадцатилетнем возрасте французы поступают в старшую школу, в которой есть второй, первый и выпускной классы. Как и во многих странах Европы, старшая школа может быть либо подготовительной к поступлению в университет, либо специализированной. По окончании школы выпускники сдают экзамен, по результатам которого им присуждается степень бакалавра, и это, пожалуй, единственное весомое отличие от нашей образовательной системы, ведь наши студенты становятся бакалаврами только после окончания высшего учебного заведения. Во Франции же бакалавр считается «неоконченным высшим образованием». Для поступления в университет, как правило, не нужны дополнительные вступительные испытания, достаточно школьного аттестата и самой первой учёной степени. Самым известным и почитаемым высшим учебным заведением является Парижский университет Сорбонна, основанный в 1215 году. Большинство университетов расположены в Париже или рядом, в провинциях же распространены специализированные высшие школы.

И если образовательную систему можно считать типично европейской, то вот саму природу ребёнка французы понимают по-своему. На их восприятие больше всего повлияли два человека, жившие в разных столетиях: Жан-Жак Руссо и Франсуаза Дольто.

Жан-Жак Руссо в XVIII веке написал книгу «Эмиль, или О воспитании». Книга о воспитании воображаемого героя Эмиля. Иммануил Кант даже сравнивал значимость этой книги с Французской революцией. По сей день она входит в классическую французскую школьную программу по литературе. Она была написана в тот период, когда воспитание детей считалось неинтересным и скучным для французского двора, и сразу же перевернула мировоззрение всех грамотных людей. В первую очередь эта книга поощряет детскую свободу и пробуждение всех ощущений. Ребёнка предлагается не столько воспитывать, сколько позволять познакомиться с миром и предоставить ему для этого все условия. При этом родители однозначно главнее. Руссо призывает устанавливать для детей чёткие рамки (например, точное время приёмов пищи или чёткие инструкции по технике безопасности), внутри которых предоставлять малышам полную свободу. Он пробует всё подряд, набивает свои шишки, активизирует все свои пять чувств и учится наслаждаться моментом и получать удовольствие. Именно удовольствие должно стать для маленького ребёнка самой главной жизненной мотивацией, считают французы с лёгкой подачи Жана-Жака Руссо. Но при этом удовольствие невозможно без идентификации себя в социуме, поэтому важно уважать чужое личное пространство, даже если речь о собственной семье. Отсюда и все три правила про «спать, ждать или здороваться» - всё это учит человека взаимодействию с обществом, учит, что ребёнок - не центр вселенной.

На понимание воспитания французами больше всего повлияли два человека, жившие в разных столетиях: Жан-Жак Руссо и Франсуаза Дольто.

Наследие Руссо во Франции приобрело две парадоксально сочетающиеся между собой формы:  с одной стороны, детям предоставлена полная свобода, с другой – обязательное соблюдение определённых границ и родительского авторитета.

Но в 20-м веке, после ряда открытий в области психологии, по всему миру пошла мода на психоанализ, и теперь родители стали бояться, что своим авторитетом они подавляют активность своего чада. В результате всех этих противоречащих друг другу веяний на сцену педагогики вышла Франсуаза Дольто – еще один титан французской философии воспитания. О ней можно писать долго, но основная её мысль сводится к тому, что дети всё понимают. С самого рождения нужно относиться к маленькому новому члену семьи как к равному, объяснять ему всё, разговаривать с ним на равных. Например, распространены байки о том, как она брала плату с детей, приходящих к ней на сеансы психотерапии: каждый ребёнок должен был как-то заплатить за услугу, принести какой-нибудь предмет, например, камушек. «Доктор воспитания» считала, что дети – самостоятельные существа, способные расплачиваться сами. Или легенды о том, как Франсуаза разговаривала с плачущими детьми в роддоме: она смотрела им в глаза и подробно объясняла, почему их мама сейчас не может к ним подойти, и дети замолкали. Бывшая ученица Дольто вспоминала, как Франсуаза общалась с капризничающим грудным младенцем: «Все её чувства обострились, она тщательно прислушивалась к эмоциям, пробуждённым в ней плачем ребёнка. Но не для того, чтобы утешить, а чтобы понять, о чём именно младенец пытается ей сообщить». Это кстати и входит в метод «паузы» - прежде чем бежать к плачущему ребёнку, нужно прислушаться к нему, выслушать, что же он пытается сообщить. Иначе «как можно дать ответ, если не дослушал вопрос?». Дольто настаивала, чтобы с самого рождения с ребёнком разговаривали и всегда считались с его присутствием, и самое главное – всегда говорили детям правду и никогда не считали, что дети слишком малы для чего бы то ни было.

Этот интуитивный подход в итоге и лёг в основу современного французского воспитания. Конечно, он не раз критиковался многими учёными, но отдельные её  невероятные теории уже подтвердились исследованиями.

Эксперимент, проведённый в университете Британской Колумбии, показал, что у восьмимесячных детей уже есть представления о вероятности, о морали. Шести- и десятимесячным детям показывали что-то вроде кукольного представления, в котором кружок пытался добраться до вершины горки. Ему помогал «добрый» кружок одного цвета и «злой» другого цвета толкал кружок вниз. После представления детям приносили на подносе «доброго» и «злого». Все дети выбирали «доброго». Учёные сделали вывод, что детей с самого рождения притягивают добрые персонажи и отталкивают злые.

Разумеется, это не доказывает, что дети понимают всё, что мы говорим. Но никто не мешает французам в это верить и восхищать всех иммигрантов своими методами воспитания. Ведь кто знает, может, учёные действительно докажут верность всех слов Франсуазы Дольто.

Поделиться новостью:
Школы мира: Франция

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.