А между тем минимум четверть всех дошколят когда-нибудь водили дружбу с невидимыми сущностями. Минимум - потому, что есть основания думать, что этот процент гораздо больше, но из-за некоторой культурной табуированности далеко не все в этом признаются. Давайте поговорим, стоит ли вообще бить тревогу, если у ребёнка есть воображаемый друг.
Начну с того, что многие системы воспитания, которые считаются продвинутыми, очень часто сосредотачивают своё внимание на развитии когнитивных навыков - счёте, письме, решении задач, и очень в малой степени затрагивают воображение. Та же самая Мария Монтессори - признанный во всём мире педагог - была уверена, что не стоит поощрять детскую воображаемую игру, пусть лучше дети изучают вполне реальные полезные материалы и обогащают свой сенсорный опыт. Такой подход унаследовали многие педагоги, и сегодня даже сложился некий стереотип, что бурные воображаемые приключения - что-то сродни лжи, а лгать, молодой человек, некрасиво, поэтому не придумывай всяких глупостей.
А с точки зрения большинства религиозных представлений о мире, воображаемый друг вообще может быть недобрым знаком. Некоторые советчики по духовному воспитанию могут даже начать рассказывать родителям о дьяволе, который, меняя своё обличье, пытается подобраться к ребёнку, разумеется, с корыстными целями и планами на его душу. А тут уж недалеко и до сеансов экзорцизма с последующими реальными психологическими проблемами.
Сейчас психологи все мира сходятся в одном: воображаемые друзья - это нормально, в принципе это часть естественного развития детей. Хотя, конечно же, как и в любом другом психологическом феномене, здесь есть куча нюансов.
Как правило, в возрасте от трёх до пяти лет у детей начинает очень активно развиваться интеллект. Воображение и творчество уже работают на всю катушку, а выхода в полном объёме это творчество пока не получает, вот малыш и придумывает себе свою игру. Это естественное продолжение младенческих привычек повторять за взрослыми. Сначала дети просто пытаются сымитировать выражения лиц родителей или звуки, которые они издают ртом, а став чуточку постарше, стараются повторить и более сложные социальные взаимодействия - семейный ужин или папин разговор по телефону. И для всех этих своих игр они могут выдумать себе друга.
Нет никаких канонов, какой воображаемый друг хороший, а какой должен вызвать подозрение. Совершенно необязательно, чтобы ребёнок просто общался с придуманным сверстником. Хотя, конечно, бывает и такое: сначала вы долгое время слушаете про какого-нибудь Петю или Ваню, и думаете, что это всего лишь друг из детского садика, а потом оказывается, что в вашей группе нет ни Петь, ни Вань.
Но если ваш ребёнок описывает какое-то небывалое чудо-юдо и называет его другом, это тоже нормально. Вот, смотрите, какие интересные случаи встречались психологам в их исследованиях:
- Один родитель сказал, что у его сына есть воображаемый друг - мальчик Нобби, с которым он играет. А вот сам сын, услышав это, рассердился, потому что вообще-то Нобби - это не какой-то мальчик, а взрослый бизнесмен. По словам мальчика, Нобби было сто шестьдесят лет, и он иногда заезжал в гости между своими бизнес-поездками. И они не играют, а обсуждают всякие дела;
- Психолог М. Тейлор рассказывала о маленькой девочке, которая с раннего возраста начала носить на руках воображаемых дельфинов. Родители тогда подарили ей игрушку в виде дельфина. Дельфин Диппер стал её постоянным спутником в играх. Но, когда Тейлор попросила описать Диппера, оказалось, что это огромное полосатое существо размером с дверь. Это, кстати, доказывает, что материал для своих фантазий дети часто черпают в игрушках;
- В исследовании Л. Мёрфи говорится о мальчике, которому в три года пришлось длительное время лежать в больнице. Во время лечения ребёнку нужно было делать уколы, и часто родители при этом не присутствовали. Мальчик, который боялся уколов, выдумал себе друга - эльфа Вуди, который помогал ему справиться с этим стрессом.
Итак, мы уже выяснили, что иметь воображаемые друзей - это вполне нормальная вещь для малышей. В большинстве случаев это просто богатая фантазия, но иногда, если приглядеться повнимательней к этой детской воображаемой игре, можно заметить много интересный вещей. Поведение воображаемого друга - индикатор настроения или даже скрытых черт маленькой, но быстро взрослеющей личности. Совсем необязательно, что есть какие-то серьёзные проблемы, но быть начеку никогда не помешает. Ниже лишь некоторые из возможных причин:
Иногда воображаемые друзья восполняют детям то общение, которого им по разным причинам не хватает. Например, родители все в работе и постоянно заняты, малыш хотел бы, чтоб они поучаствовали в его играх и поели вкуснющий несуществующий суп, который он сварил, но от него отмахиваются. Не забрасывать же игру из-за того, что глупые взрослые не хотят в нее играть? Или, например, в семье появился ещё один ребёнок, и в первые месяцы его жизни всё внимание всех поколений приковано именно к младшему, а старший (хотя какой он старший в свои, например, четыре?) снова чувствует себя одиноким.
В любом случае это временные трудности, и, как правило, когда родители начинают уделять больше внимания, потребность фантазировать себе товарища, чтобы с ним пообщаться и поиграть, отпадает сама собой.
Если вы думаете, что рутина появляется только во взрослой жизни, вы глубоко ошибаетесь! Маленький дошкольник вообще полностью зависит от взрослых, его распорядок дня планируется родителями. Поэтому его ежедневные ранние подъёмы, скучные часы в детском саду с одними и теми же игрушками, завтраки-обеды-ужины по расписанию и укладывания спать - это то же самое, что и ваши дом-офис-дом. Разница только в том, что вы можете спонтанно менять происходящее в своей жизни: заехать в магазин, поболтать с друзьями по телефону, или вовсе отдать ребёнка бабушке с дедушкой на денёк и сходить развеяться, в кино, ресторан или театр, а вот малыш так не может.
Вот у него и появляется какой-нибудь невероятный пират искатель приключений, который планирует вместе с ним экспедиции на Луну в поисках динозавров. Обратите внимание, как часто ваше чадо рассказывает вам небылицы про фантастические миры. Возможно, вам стоит придумать, как разнообразить ваш общий досуг. И, кстати, прогулка во дворе за досуг не считается, это такая же рутина. Надо искать места, где можно добыть эмоции поярче.
Это классическое вытеснение. Например, девочка боится ложиться спать, поэтому она сначала укладывает свою воображаемую подругу, объясняет ей, что бояться нечего, и таким образом справляется и со своей проблемой. Или уже приведённый выше пример про эльфа Вуди: мальчик боится ставить уколы, поэтому фантазирует сущность, которая не боится и помогает ему переварить страх. А иногда всё еще проще: дети придумывают себе какого-нибудь супергероя, который обладает тем качеством, которое они хотели бы видеть у себя. Самый сильный в мире супермен – значит, ребёнок нуждается в защите. А бывает и так, что малыш мечтает о домашнем животном так сильно, что его воображаемый друг принимает форму собаки или хомячка.
Если в жизни малыша слишком много запретов и ограничений, совершенно логично, что он сбежит в тот мир, в котором ему можно делать всё. У него может появиться друг, которому «можно всё». Этот друг может доставить кучу неприятностей: он бьёт вазы, теряет вещи, устраивает беспорядок. В таких случаях стоит для начала пересмотреть своё поведение: столько запретов сразу - это нужно вам или ребёнку? Конечно, родителям хочется, чтоб от детей было меньше проблем, но запрещать всё подряд - не выход. Кстати, всё это относится и к гиперопеке - дайте ребёнку хотя бы какую-то свободу, обговорите правила и обоснованные запреты лично с ним, чтобы он понимал, почему нельзя забираться на шкаф. Ему нужно понимание и внимание, а не казарменный режим.
И ещё, не стоит ругаться на малыша за действия его воображаемого друга. Можно поступить по-другому, не обесценивая его игру. «Ну и проказник этот твой друг! Но ты же понимаешь, что порядок в любом случае наводить тебе, а не другу?»
С тактом и уважением. Не нужно закатывать сцены и кричать «Здесь никого нет, зачем ты поставил ещё одну тарелку?!» Не нужно пытаться отговорить малыша от этой дружбы. Если сознание ребёнка нуждается в таком общении, то не стоит на него давить. Лучше наблюдайте, а иногда можно и подыграть.
Более того, сами дети обычно прекрасно отдают себе отчёт в том, что эти их друзья ненастоящие. Об этом говорит целый ряд исследований, когда дети в процессе интервью часто произносят что-то вроде «но на самом деле, мы притворяемся» или «я знаю, что его не существует». Для них воображаемые друзья - это впечатление, чем-то напоминающее наше взрослое погружение в книгу или увлекательный фильм. То есть мы понимаем, что история выдуманная, но эмоции-то она нам даёт вполне реальные.
Важно помнить, что наличие воображаемых друзей не сказывается негативно. Более того, в некоторых исследованиях говорится, что дети, придумывавшие себе в детстве друзей, на самом деле показывают гораздо более высокие результаты в тестах на понимание эмоций и сознания. То есть некоторые учёные считают, что такие фантазии лучше развивают социальный аспект личности. Дж. Мауро на протяжении нескольких лет наблюдал за детьми с воображаемыми друзьями. Он не выявил никаких различий в развитии по сравнению с теми, у кого таких фантазий не было. Он отметил только, что первые были более социально открытыми и чаще улыбались. Ну не милота ли?
Я уже много раз повторила, что беспокоиться из-за самого наличия воображаемого друга не стоит. Но нужно обратить внимание на поведение ребёнка.
Например, если малыш часто наказывает своего друга или рассказывать вам, как он его наказывал, это может свидетельствовать о том, что сам малыш очень нервничает и постоянно боится быть наказанным. Или же его гложет невротическое чувство вины, которое он вымещает в воображаемой игре. Тогда нужно проанализировать своё поведение и возможно подкорректировать отношение к малышу, ведь то, что вы называете заботой, для него может казаться кабалой.
Вообще если в игре часто присутствует какая-то агрессия, это может быть тревожным звоночком. Если вы не можете сами понять природу этой неожиданной кровожадности ребёнка по отношению к воображаемому другу, то лучше проконсультироваться со специалистом.
Еще один нехороший знак - ребёнок отказывается говорить с вами о своём друге. Вы видите краем глаза, что малыш с кем-то говорит или подливает кому-то чай, но на прямой вопрос «Расскажешь мне о своём друге?» малыш отвечать категорически отказывается, замыкается в себе, бросает игру и ждёт, пока вы снова отвернётесь и потеряете бдительность. Здесь налицо проблемы с доверием. Если малыш не хочется разговаривать с вами, эту проблему нужно решать, потому что терять доверие, тем более в столь раннем возрасте, - беда.
Как правило, выдуманные друзья сами собой исчезают примерно к семи или девяти годам, а чаще даже и раньше. Потому что в этот момент начинает усиленно развиваться социальная жизнь, и потребность в фантазиях в таком количестве уходит. Но если этого не произошло, то стоит понаблюдать повнимательнее. Если ребёнок отказывается от реального общения в пользу воображаемого, если этот невидимый друг начинает действительно мешать социализации, то стоит обратиться к психологу.
То же самое касается и подростков. В этом возрасте воображаемые друзья могут быть маркером нарушений в социальном развитии или психологической травмы.
Но главное - не кормите свою паранойю и не придумывайте ни себе, ни ребёнку никаких шизофрений, не пичкайте его таблетками и не лейте слёзы.
Воображаемые друзья в большинстве случаев - это свидетельство прекрасного развития и богатого воображения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.