Предварительные результаты исследования основываются на выборке из 800 учащихся 9-х и 10-х классов из нескольких регионов, средний возраст которых – 16 лет. Из них ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе только 33%, ни разу не выступали инициаторами травли – 41%. 35% подростков сказали, что ни разу не были свидетелями того, как кого-то из учеников травят. Мальчики часто выступают и инициаторами физической травли, и ее жертвами. Девочки зачастую становятся свидетелями социальной агрессии. При этом ребята, которые становятся жертвами травли, хуже успевают по математике и русскому языку.
Как отмечают эксперты, чаще всего с травлей дети сталкиваются 1-2 раза в месяц, и обычно прибегают к так называемым словесным воздействиям друг на друга: обзывательствам, насмешкам, неприятным комментариям о внешнем виде, угрозам.
В кибербуллинг – травлю в пространстве интернета с использованием современных гаджетов – вовлечена только половина учеников. При этом ученые предполагают, что если бы исследование проводилось в Москве и Санкт-Петербурге, результаты были бы иными.
Ученые описали и характеристики семьи подростка, который с большей вероятностью окажется жертвой. В таких семьях либо работает только мать, либо у обоих родителей нет высшего образования, либо уровень ниже среднего.
«Чем чаще ребенок подвергается травле, тем ниже он оценивает безопасность в школе, и тем хуже он оценивает как отношения учителя к ученикам, так и школьный климат в целом. Система внутришкольных правил не воспринимается им как прозрачная, обязательная к исполнению, учителя воспринимаются как не готовые помочь, не стремящиеся хвалить и поддерживать», — отмечают авторы исследования.
При этом инициаторы травли чувствуют себя в школе в большей безопасности, но климат в целом и отношение учителей они также оценивают гораздо ниже, чем те, кто не включен в травлю.
По мнению Елены Дозорцевой, руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП имени В. П. Сербского, последние печальные события с проявлением агрессии и жестокости подростков в школе нужно отделять от собственно буллинга. «В подобных явлениях очень сильна и сторона психопатологии. Проблема в том, что школьные психологи очень слабо разбираются в клинической психологии. Сейчас назрела необходимость повышать их компетентность в этом направлении», — убеждена эксперт.
Источник: Учительская газета
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.