До сих пор считалось, что приматы, за исключением человека, не способны передавать сородичам информацию о чем-то удаленном в времени или пространстве. Разные виды приматов издают сигналы тревоги по разным поводам, необязательно в ответ на появление хищника, и их сородичи интерпретируют и реагируют на них по-разному, поэтому до сих пор приматологи не могли с уверенностью определить, используют ли обезьяны референции на прошедшие события.
Психологи Адриано Ламейра (Adriano Lameira) и Джозеп Колл (Josep Call) из Сент-Эндрюсского университета выяснили, что некоторые обезьяны действительно используют отсроченные во времени сигналы тревоги. Ученые наблюдали за самками сумтранских орангутанов (Pongo abelii), обитающими в лесу Кетамбе на севере острова. Они показывали семи самкам с детенышами четыре модели хищников с разным цветом шкуры — тигрового окраса, выкрашенной в абстрактные цвета, пятнистой и чисто белой. Исследователи надевали на себя мешки, имитирующие шкуры, и подходили к дереву, на котором в 5-20 метрах над землей сидел орангутан. Через две минуты «хищники» уходили, а авторы статьи следили за реакцией обезьян. Всего ученые провели 24 эксперимента, пяти самкам по одному разу показывали всех четырех «хищников», а двум — по два «хищника».
В половине случаев орангутаны издавали отсроченный сигнал тревоги. Сразу после того, как они видели хищника, обезьяны хватали детеныша и лезли выше. И, в среднем, через семь минут они издавали серию чмокающих звуков — сигнал тревоги. Одна из самок после исчезновения «хищника» молчала 17 минут, прежде чем сообщила об опасности. Причем орангутаны продолжали издавать сигналы тревоги довольно долго, в среднем в течение 25 минут.
Исследователи предположили, что орангутаны поначалу молчали, чтобы не привлекать к себе внимания хищника, а с помощью отложенного сигнала тревоги мать учила своего детеныша правильно реагировать на опасность. Так как орангутаны — одиночные обезьяны, их детеныши остаются с матерью дольше, чем детеныши других приматов, в среднем до 8-9 лет, всему их учит именно мать. Поэтому исследователи предположили, что если бы мать молчала после исчезновения опасности, детеныш не смог бы научиться правильному поведению в такой ситуации.
Источник: N+1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.